Аутсорсинг (от англ. «outsourcing») переводится как использование чужих ресурсов. Иными словами, аутсорсинг – это передача на договорной основе некоторых функций по обслуживанию деятельности вашей фирмы другим организациям- партнерам, которые специализируются в соответствующей области и обладают опытом, профессиональными знаниями, специалистами и техническими средствами.
В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг обычно передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем фирмы и ее инфраструктуры на основе длительного контракта (около 1-2 лет). Таким образом, аутсорсинг – это стратегия управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении.
АУТСОРСИНГ НА ЗАПАДЕ
Аутсорсинг, как инструмент оптимизации издержек, уже несколько десятилетий используется ведущими западными компаниями, работающими на развитых мировых рынках. Первооткрыватель аутсорсинга- Kodak. В начале 90-х годов прошлого века руководство компании передало всю IT-структуру компании IBM. В General Motors давно наработан опыт передачи «на сторону» IT – структуры, подбора персонала, call-центров, рекламы и маркетинга, не говоря уже об уборке офисов или питании многотысячной армии сотрудников корпорации. Компания British Petroleum сократила затраты ряда вспомогательных функций на их поддержку примерно на 50%. Компания Hewlett-Packard в 2001 г. заключила аутсорсинговое соглашение с Nokia, в котором предусматривается увеличение объема сервисных услуг еще на $75 млн., а также переподчинение 84 специалистов в рамках аутсорсинга. Общая сумма соглашения, рассчитанного на три года, - порядка $260 млн. В автомобильной промышленности такие корпорации, как Toyota, Honda, Chrysler около 70% всех процессов делегируют другим подрядчикам- партнерам.
Специализированным компаниям на западе передается управление всевозможными видами деятельности: автопарки, кадры, логистика, сборочное производство, маркетинг, реклама и т.д. По ряду подсчетов этот вид бизнеса переживает в США рост в 30% в год, и позволяет клиентам экономить до 30% расходов на содержание своих служб. Рост мирового рынка аутсорсинга прогнозируется разными источниками до $16 млрд к 2011 г. Это позволяет сократить расходы компании на управление людьми на 10 - 20%.
Аутсорсинг В ОБЛАСТИ МаркетингА и рекламы
В настоящее время на рынке труда наблюдается дефицит квалифицированных специалистов в сфере маркетинга: предложение ограничено, а спрос непрерывно повышается. Безработных профессионалов на рынке практически нет. Их нужно переманивать из других компаний, что ведет к росту заработных плат. Как бы банально это не звучало, но основной причиной этому является конкуренция. На российский рынок приходят крупные транснациональные компании, столичные - идут в провинцию. С другой стороны, в некоторых регионах система подготовки маркетологов оставляет желать лучшего.
В случае быстрого роста компании, ее отдел маркетинга может "не успевать" за растущими потребностями бизнеса. Возникают новые задачи, с которыми штатные специалисты самостоятельно справиться не в состоянии. Например, разработка рекламной кампании в масштабах всей страны, исследование рынков в новых регионах сбыта и т.д. В условиях, когда привлечь квалифицированных специалистов не представляется возможным, а "вырастить" собственных - нет времени, в качестве альтернативы используется аутсорсинг - передача функций стороннему исполнителю. В противном случае, отдел маркетинга будет "тормозить" развитие всей фирмы.
Другими целями применения аутсорсинга могут служить снижение стоимости или повышение качества работы маркетинговой службы. В первом случае привлекаются компании, способные выполнить определенные функции с меньшими затратами по сравнению с их самостоятельным выполнением; во втором - с более высоким качеством. Сотрудники компаний, оказывающих услуги в сфере маркетинга, как правило, обладают большим опытом решения нестандартных задач, нежели специалисты отделов маркетинга, что позволяет им действовать более эффективно.
ЧТО Передавать на аутсорсинг?
● Рутинные функции или новые функции для освоения
● Функции, связанные с выполнением разовых и межсезонных мероприятий
● Функции, которые компания не в состоянии самостоятельно профессионально выполнить
● Функции, которые сторонние организации могут выполнить с меньшими затратами
● Отдельные проекты (развитие брэнда, продукта, канала сбыта), требующие специалистов
**Принцип аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, а передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».
КАКИЕ Виды аутсорсинга?
- Аутсорсинг бизнес-процессов – передача компании функций тех или иных отделов, не являющихся для организации основными (например: маркетинг, реклама; бухгалтерский учет; проектирование; логистика).
- IT-аутсорсинг – это передача на обслуживание специализированным организациям информационных систем (например: техническая поддержка; обслуживание почтовой системы, web- сайта; защита информации; администрирование компьютерных сетей; разработка, внедрение и последующее обслуживание корпоративных программных продуктов и т.д.).
- Кадровый аутсорсинг - любая компания вынуждена решать задачи, связанные с управлением персоналом, наймом сотрудников, тренингами, тестированием и обучением, корпоративный досуг. При этом подобная деятельность является профильной лишь для кадровых агентств.
- Аутсорсинг производственный – подразумевается, что компания отдает во внешнее управление часть своего производственного цикла. Если предприятие занимается проектированием, сборкой, контролем и реализацией продукции, возможна передача всех промежуточных звеньев производственного цикла сторонним предприятиям.
**Аутсорсеры предлагают свои услуги в сфере финансов, издательства, юридических услуг, уборки территорий, охраны, налогового учета, ведения дел с налоговыми инспекциями вплоть до судебных разбирательств.
КАКИЕ преимущества аутсорсинга?
Во-первых, это возможность сосредоточиться на основном бизнесе посредством поручения внешнему исполнителю операционных функций и получить конкурентное преимущество. Кроме того, это перераспределение ресурсов организации, ранее задействованных во второстепенных функциях и направлениях. Компании идут на аутсорсинг для того, чтобы сосредоточиться на своей основной деятельности, а не заниматься контролем качества работы своих специалистов.
Во-вторых, снижение затрат фирмы. Не каждая организация может содержать квалифицированных специалистов, оплата труда которых достаточно высока. Зачастую привлечение аутсорсера дешевле содержания и построения собственной структуры, занимающейся подобной деятельностью. Связано это с тем, что у специализированного аутсорсера себестоимость выполнения функции ниже, и продает он свои услуги «оптом». Кроме того, сокращаются затраты организации на оборудование рабочих мест и офисных площадей, на приобретение оргтехники, программного обеспечения, канцтоваров, справочно- правовых систем, периодических изданий и т.п.). Также с зарплаты собственных работников вы обязаны отчислять налоги и взносы в фонды, обязаны предоставлять ежегодный отпуск, больничный. Фирма - аутсорсер работает постоянно и бесперебойно. Стоимость услуг аутсорсера и являются вашими затратами и сокращают налогооблагаемую базу.
В-третьих, доступ к технологиям и решениям более высокого уровня, которых нет у организации, а также возможность воспользоваться специализированными функциями, для выполнения которых организация не имеет специалистов или ресурсов (например, небольшие предприятия не в состоянии содержать собственный IT-отдел), передача ответственности за выполнение конкретных функций.
В-четвертых, повышение производительности и качества труда. Происходит оплата результата, а не работы! Фирма - аутсорсер имеет в своем штате команду высококвалифицированных специалистов и обладает опытом выполнения различных проектов.
Переданная функция гарантированно будет выполнена с высоким качеством и оптимальной стоимостью, что "у себя" достигается далеко не всегда.
В-пятых, аутсорсинг хорош в ситуациях с неясными рыночными перспективами выбранного направления или коротким жизненным циклом выпускаемой продукции, поскольку позволяет снизить потери от ошибок в выборе направления развития - затраты на поддержание "отданной" функции не будут превышать аналогичных затрат "у себя".
КАКИЕ РИСКИ В аутсорсингЕ?
При возникновении прецедента некачественного оказания услуг проще расторгнуть договор со сторонней организацией по сравнению с увольнением штатного сотрудника и, тем более, роспуском целого отдела. В крупных организациях отделы нередко стремятся максимально увеличить свою численность для получения большего финансирования и обоснования расходов. Сторонняя компания наоборот заинтересована в сокращении затрат для повышения собственной конкурентоспособности. К тому же она выполняет работу на тех условиях, которые указаны в договоре, тогда как цели деятельности внутренних отделов предприятий могут расходиться с целями всей компании.
Есть мнение, что передача функций на аутсорсинг влечет за собой потерю контроля над управлением бизнес-процессами, разглашение конфиденциальной информации и как следствие снижение уровня экономической безопасности предприятия. Это мнение крайне ошибочно: во-первых, передача части бизнес-процесов в управление аутсорсеру не является абсолютной; во-вторых, аутсорсер несет финансовую и административную ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств; в-третьих, аутсорсер гарантирует сохранение конфиденциальности "соглашением", по которому аутсорсер так же несет ответственность за разглашение информации, связанной с деятельностью компании заказчика.
Такой ответственности не может возникнуть при взаимоотношениях сотрудника и работодателя. Работодатель может уволить сотрудника за не надлежащее исполнение своих функций, но не более того. Собственные системные администраторы охотно «сливают» на сторону корпоративные базы.
При взаимоотношениях с юридическим лицом законодательство предусматривает различные инструменты, которые позволяют требовать компенсации либо надлежащего исполнения работ со стороны исполнителя.
Аутсорсинг – система будущего
Существование замкнутых (инсорсинговых) предприятий в России сегодня в большинстве случаев экономически не оправдано и влечет за собой снижение конкурентоспособности. Такие компании переполнены сложнейшими бизнес-системами с огромным количеством процессов. Посему управление ими - достаточно сложная задача.
Тем временем, разделение труда - важный принцип эффективно организованной экономической системы. Выживают и добиваются успеха те, кто ведет свой бизнес наиболее эффективным способом, снижая операционные расходы и сохраняя при этом высокое качество товаров и услуг.
Во многом аутсорсинг – это организационная "технология" завтрашнего дня. По мировоззренческим, экономическим и инфраструктурным причинам организации в регионах еще не вполне готовы к ее использованию (нежели в Москве). Но, это самый перспективный путь к достижению развитости мирового уровня.
Мировой экономический кризис привел к актуальности аутсорсинга, позволяет компаниям эффективно оптимизировать издержки, сохранив при этом достаточно высокий уровень обслуживания своих клиентов.